Сенсорная интеграция – это процесс, в ходе которого человек принимает, различает и обрабатывает ощущения, поступающие через различные сенсорные системы: зрительную, слуховую, обонятельную, тактильную, проприоцептивную, вестибулярную. Целью этого процесса является планирование и выполнение соответствующих действий в ответ на сенсорный раздражитель, внешний или внутренний (Айрес, 1976/2005). Правильное взаимодействие всех сенсорных систем позволяет человеку выстраивать отношения с другими людьми, заботиться о себе и своих близких, овладевать различными предметами в повседневной жизни.
Впервые понятие сенсорной интеграции было сформулировано Джин Айрес, лечебным педагогом и эрготерапевтом. Впоследствии ею был разработан метод терапевтического вмешательства, целью которого является устранения нарушений в сфере сенсорной интеграции, он известен как метод ASI®. Данный метод включает в себя собственно теорию сенсорной интеграции, методику оценки уровня развития данной сферы и комплекс упражнений, которые используются при работе с пациентом.
Кроме того, дефицитарность в сфере сенсорной интеграции имеют 10-12 % из общей популяции людей, не имеющих каких-либо специфических диагнозов (МакИнтош, Миллер, Шиу, Хагерман, 1999).
В арсенале эрготерапевта, к которому направляется ребенок для проведения диагностики и выявления причин нарушений, имеются различные методы и инструменты оценки состояния ребенка.
Если эрготерапевт подозревает, что у его клиента проблемы в сфере сенсорной интеграции, он может обратиться к методу ASI®. В рамках этого метода специалист выполнит пробы в естественной для ребенка обстановке, проведет интервью с педагогом и сопровождающим ребенка (няней), сделает стандартные тесты и проведет структурированное клиническое обследование, для того чтобы выявить, какие нарушения в сенсорной сфере негативно влияют на поведение ребенка и усвоение им определенных навыков.
При выявлении нарушений в сфере сенсорной интеграции эрготерапевт может прибегнуть к выполнению теста SIPT (Sensory Integration and Praxis Tests) с целью определения специфики и локализации сенсорных нарушений. Далее пациенту может быть рекомендовано вмешательство по методу ASI®
Сертификация включает в себя серию из 4 курсов по теории сенсорной интеграции, проведению тестов SIPT и интерпретации результатов данных тестов и обучению комплексу упражнений по сенсорной интеграции.
Сертифицированные ассистенты эрготерапевтов и физических терапевтов имеют право посещать данные курсы только в том случае, если они получили поддержку специалиста уже прошедшего данную сертификацию (или находящегося в процессе обучения), который подтвердит свою готовность оказывать профессиональную поддержку ассистенту во время обучения и в дальнейшей профессиональной практике.
Если специалист, работающий с ребенком, приходит к выводу, что причиной поведенческих или иных проблем, связанных с выработкой адекватного ответа на сенсорные раздражители, является дефицитарность процесса сенсорной интеграции, в терапевтических занятиях с таким ребенком может быть использован метод сенсорной интеграции Джин Айрес.
В ответе на следующий вопрос мы изложим основные моменты, связанные с работой по методу ASI®.
Применение метода ASI® опирается на несколько ключевых принципов:
- 1) Воздействие по методу ASI® проходит в окружении, насыщенном тактильными, проприоцептивными и вестибулярными стимулами, однако они должны быть безопасными для ребенка как физически,
так и эмоционально; - 2) Терапевтическое воздействие вызывает адаптивные ответы на внешний контекст, тип упражнения и уникальный сенсорный опыт;
-
3) Все терапевтические воздействия «управляются» ребенком и поддерживаются терапевтом;
- 4) Многие из упражнений могут побудить ребенка развивать собственные идеи о возможных последующих действиях, планировать их и затем выполнять;
- 5) Терапевтические воздействия благотворно влияют на развитие контроля над положением тела в пространстве и баланса. Часто они предполагают использование специального оборудования: подвесы, скутеры, мячи (Пархам и др., 2007)
Теория ASI® включает в себя понятия сенсорной модуляции и сенсорного восприятия (различения). Оба этих процесса лежат в основе нормального функционирования нервной системы человека и являются составными частями процесса сенсорной интеграции. Сенсорная модуляция – это способность регулировать и адаптировать моторный или поведенческий ответ на сенсорные стимулы таким образом, чтобы этот ответ не был ни недостаточным, ни чрезмерным по отношению к сенсорной ситуации.
Сенсорное восприятие (различение) – это способность ребенка ясно различать сенсорный стимул (ощущение) и использовать его для формирования адаптивного ответа. Оба этих процесса абсолютно необходимы для человека, и их эффективное функционирование позволяет приобрести навыки, необходимые для обучения и взаимодействия в мире, в котором мы живем.
Да, могут. Нормально развитие детей опирается на эффективное получение, обработку и организацию входящей сенсорной информации, что позволяет им приобретать навыки, необходимые в повседневной жизни, а также в обучении.
Здесь мы хотели бы перечислить лишь некоторые из навыков, уровень развития которых напрямую зависит от эффективности процесса сенсорной интеграции. Их наличие свидетельствует о готовности ребенка к обучению в школе:
- способность к концентрации внимания на задании;
- навык следования вербальным инструкциям;
- навык самостоятельного выполнения серии заданий;
- овладение различными предметами;
- овладение навыками письма, и в первую очередь овладение правильным захватом карандаша/ ручки;
- навык зрительно-моторной координации, зрительный праксис;
- умение удерживать вертикальную позу, сидя за партой;
- владение навыками крупной моторики для участия в игре и процессе отдыха.
Да, эрготерапевты и ассистенты эрготерапевтов должны понимать, что являясь сертифицированными специалистами в этой области, владея национальными стандартами и соответствующей практикой, а также государственными лицензиями (где они являются обязательными), они обладают всеми необходимыми навыками для самостоятельного принятия решений о применении того или иного метода работы с пациентом. Чем более обширна практика специалиста, тем более уверенно он чувствует себя при выборе терапии и более эффективно использует различные терапевтические методы, комбинируя их с целью достижения максимального результата для пациента. Специалисты, работающие в школе, могут и должны прибегать к использованию метода ASI® для повышения навыков обучения.
В терминах ASI® сенсорная диета означает индивидуальный набор занятий, целью которых является получение ребенком сенсорного опыта в течение всего дня. Так же, как и навыки здорового питания способствуют получению организмом всех необходимых питательных веществ, сенсорная диета восполняет дефицит сенсорных ощущений, которые имеются у ребенка. Ребенку могут быть необходимы занятия, которые позволяют получить намного больше сенсорной информации (через прикосновения, проприоцептивные ощущения), чем он получил бы в обычной повседневной жизни. Сенсорная диета разрабатывается эрготерапевтом и им же контролируется.
Therapists.
Данная информация была предоставлена сертифицированными эрготерапевтами Стефани Бодисон, Рене Уотлинг, Хизер Миллер Куханек и Дианой Хенри.
(Источник: http://sensint.ru/chasto-zadavaemye-voprosy-o-metode-asir-teoriya-sensornoy-integracii-dzhin-ayres)