Часто задаваемые вопросы о методе сенсорной интеграции

Сенсорная интеграция – это процесс, в ходе которого человек принимает, различает и обрабатывает ощущения, поступающие через различные сенсорные системы: зрительную, слуховую, обонятельную, тактильную, проприоцептивную, вестибулярную. Целью этого процесса является планирование и выполнение соответствующих действий в ответ на сенсорный раздражитель, внешний или внутренний (Айрес, 1976/2005). Правильное взаимодействие всех сенсорных систем позволяет человеку выстраивать отношения с другими людьми, заботиться о себе и своих близких, овладевать различными предметами в повседневной жизни.

Впервые понятие сенсорной интеграции было сформулировано Джин Айрес, лечебным педагогом и эрготерапевтом. Впоследствии ею был разработан метод терапевтического вмешательства, целью которого является устранения нарушений в сфере сенсорной интеграции, он известен как метод ASI®. Данный метод включает в себя собственно теорию сенсорной интеграции, методику оценки уровня развития данной сферы и комплекс упражнений, которые используются при работе с пациентом.

По мере взросления нейротипичный ребенок развивает способность адекватно воспринимать, модулировать и различать сенсорную информацию. Благодаря эффективной обработке этой информации формируются правильная регуляция эмоций, социальные навыки, игровые навыки, эффективная мелкая и грубая моторика. Проблемы в сфере сенсорной интеграции могут негативно влиять на способность ребенка правильно выполнять задания, координировать двигательные реакции, планировать последовательность задач, развивать социальные навыки, выполнять работу в классе, развивать навыки самообслуживания, участвовать в жизни семьи. Для преодоления этих трудностей эрготерапевт может использовать метод ASI®, в основе которого лежит понимание динамического взаимодействия всех сенсорных систем.

Согласно различным исследованиям 40-80% детей и 3-11% взрослых с нарушениями развития имеют те или иные проблемы в сфере сенсорной интеграции (Баранек и др., 2002; Баранек, Фостер и Берксон, 1997).

Кроме того, дефицитарность в сфере сенсорной интеграции имеют 10-12 % из общей популяции людей, не имеющих каких-либо специфических диагнозов (МакИнтош, Миллер, Шиу, Хагерман, 1999).

В большинстве случаев применение данной методики показано детям и подросткам, которые имеют специфические диагнозы, такие как РАС, различные виды задержек развития, СДВГ, нарушения эмоционально-волевой сферы, нарушения моторной координации. Однако согласно различным исследованиям метод ASI® c успехом применяется и у пациентов от рождения до подросткового возраста, не имеющих определенных диагнозов.

В арсенале эрготерапевта, к которому направляется ребенок для проведения диагностики и выявления причин нарушений, имеются различные методы и инструменты оценки состояния ребенка.

Если эрготерапевт подозревает, что у его клиента проблемы в сфере сенсорной интеграции, он может обратиться к методу ASI®. В рамках этого метода специалист выполнит пробы в естественной для ребенка обстановке, проведет интервью с педагогом и сопровождающим ребенка (няней), сделает стандартные тесты и проведет структурированное клиническое обследование, для того чтобы выявить, какие нарушения в сенсорной сфере негативно влияют на поведение ребенка и усвоение им определенных навыков.

При выявлении нарушений в сфере сенсорной интеграции эрготерапевт может прибегнуть к выполнению теста SIPT (Sensory Integration and Praxis Tests) с целью определения специфики и локализации сенсорных нарушений. Далее пациенту может быть рекомендовано вмешательство по методу ASI®

Одной из составляющих метода ASI® является серия из 17 тестов (SIPT) для оценки уровня функционирования сенсорной сферы ребенка от рождения до 8 лет и 11 месяцев. Данные тесты являются «золотым стандартом» в исследовании функционирования сенсорной сферы и позволяют с большой степенью точности определить причины неадекватной моторной или эмоциональной/ поведенческой реакции ребенка в ответ на внешний или внутренний раздражитель. Джин Айрес также разработала нормативную шкалу, с которой можно соотносить результаты отдельного взятого ребенка с нормальными показателями в его возрастной группе.

Для того чтобы иметь возможность использовать данные тесты в своей работе, эрготерапевту необходимо пройти специальный тренинг по методу сенсорной интеграции и получить сертификат с правом проведения теста SIPT и интерпретации его результатов. Данный тренинг доступен для эрготерапевтов, физических терапевтов, специалистов по речевым нарушениям. Тренинг проводится на базе Университета Южной Калифорнии (USC) в рамках программы по сенсорной интеграции, проводимой ассоциацией Western Psychological Services.

Сертификация включает в себя серию из 4 курсов по теории сенсорной интеграции, проведению тестов SIPT и интерпретации результатов данных тестов и обучению комплексу упражнений по сенсорной интеграции.

Сертифицированные ассистенты эрготерапевтов и физических терапевтов имеют право посещать данные курсы только в том случае, если они получили поддержку специалиста уже прошедшего данную сертификацию (или находящегося в процессе обучения), который подтвердит свою готовность оказывать профессиональную поддержку ассистенту во время обучения и в дальнейшей профессиональной практике.

Нет, в этом нет необходимости. Многие эрготерапевты, состоящие в международном профессиональном сообществе или Американской ассоциации эрготерапевтов специализируются на выявлении проблем в сенсорной сфере. Но хотя данный тренинг необязателен, многие специалисты все же прошли его и получили сертификат по применению тестов SIPT и владеют методом ASI®.

Если специалист, работающий с ребенком, приходит к выводу, что причиной поведенческих или иных проблем, связанных с выработкой адекватного ответа на сенсорные раздражители, является дефицитарность процесса сенсорной интеграции, в терапевтических занятиях с таким ребенком может быть использован метод сенсорной интеграции Джин Айрес.

В ответе на следующий вопрос мы изложим основные моменты, связанные с работой по методу ASI®.

После проведения диагностики эрготерапевт составляет комплекс упражнений, выполнение которых поможет пациенту восполнить дефицит в сфере сенсорной интеграции. Часто в этот список включаются упражнения для вестибулярной, проприоцептивной, тактильной систем, которые позволяют сформировать базу для эффективной работы всех сенсорных систем и их взаимодействия и, как следствие, обучения необходимым навыкам.

Применение метода ASI® опирается на несколько ключевых принципов:

  • 1) Воздействие по методу ASI® проходит в окружении, насыщенном тактильными, проприоцептивными и вестибулярными стимулами, однако они должны быть безопасными для ребенка как физически,
    так и эмоционально;
  • 2) Терапевтическое воздействие вызывает адаптивные ответы на внешний контекст, тип упражнения и уникальный сенсорный опыт;
  • 3) Все терапевтические воздействия «управляются» ребенком и поддерживаются терапевтом;

  • 4) Многие из упражнений могут побудить ребенка развивать собственные идеи о возможных последующих действиях, планировать их и затем выполнять;

  • 5) Терапевтические воздействия благотворно влияют на развитие контроля над положением тела в пространстве и баланса. Часто они предполагают использование специального оборудования: подвесы, скутеры, мячи (Пархам и др., 2007)

Теория ASI® включает в себя понятия сенсорной модуляции и сенсорного восприятия (различения). Оба этих процесса лежат в основе нормального функционирования нервной системы человека и являются составными частями процесса сенсорной интеграции. Сенсорная модуляция – это способность регулировать и адаптировать моторный или поведенческий ответ на сенсорные стимулы таким образом, чтобы этот ответ не был ни недостаточным, ни чрезмерным по отношению к сенсорной ситуации.

Сенсорное восприятие (различение) – это способность ребенка ясно различать сенсорный стимул (ощущение) и использовать его для формирования адаптивного ответа. Оба этих процесса абсолютно необходимы для человека, и их эффективное функционирование позволяет приобрести навыки, необходимые для обучения и взаимодействия в мире, в котором мы живем.

Да, могут. Нормально развитие детей опирается на эффективное получение, обработку и организацию входящей сенсорной информации, что позволяет им приобретать навыки, необходимые в повседневной жизни, а также в обучении.

Здесь мы хотели бы перечислить лишь некоторые из навыков, уровень развития которых напрямую зависит от эффективности процесса сенсорной интеграции. Их наличие свидетельствует о готовности ребенка к обучению в школе:

  • способность к концентрации внимания на задании;
  • навык следования вербальным инструкциям;
  • навык самостоятельного выполнения серии заданий;
  • овладение различными предметами;
  • овладение навыками письма, и в первую очередь овладение правильным захватом карандаша/ ручки;
  • навык зрительно-моторной координации, зрительный праксис;
  • умение удерживать вертикальную позу, сидя за партой;
  • владение навыками крупной моторики для участия в игре и процессе отдыха.

Да, эрготерапевты и ассистенты эрготерапевтов должны понимать, что являясь сертифицированными специалистами в этой области, владея национальными стандартами и соответствующей практикой, а также государственными лицензиями (где они являются обязательными), они обладают всеми необходимыми навыками для самостоятельного принятия решений о применении того или иного метода работы с пациентом. Чем более обширна практика специалиста, тем более уверенно он чувствует себя при выборе терапии и более эффективно использует различные терапевтические методы, комбинируя их с целью достижения максимального результата для пациента. Специалисты, работающие в школе, могут и должны прибегать к использованию метода ASI® для повышения навыков обучения.

В терминах ASI® сенсорная диета означает индивидуальный набор занятий, целью которых является получение ребенком сенсорного опыта в течение всего дня. Так же, как и навыки здорового питания способствуют получению организмом всех необходимых питательных веществ, сенсорная диета восполняет дефицит сенсорных ощущений, которые имеются у ребенка. Ребенку могут быть необходимы занятия, которые позволяют получить намного больше сенсорной информации (через прикосновения, проприоцептивные ощущения), чем он получил бы в обычной повседневной жизни. Сенсорная диета разрабатывается эрготерапевтом и им же контролируется.

Современные исследования подтверждают, что нейропластичность мозга сохраняется до момента достижения человеком взрослого возраста. Клинические отчеты о взрослых пациентах, с которыми занимались по методу ASI®, свидетельствуют об улучшении моторных навыков пациента, о повышении у них самооценки и навыков социального взаимодействия. Конечно же, упражнения для взрослых пациентов будут выглядеть несколько иначе, чем для детей, ведь навыки, необходимые в подростковом возрасте и взрослой жизни, отличаются от навыков, которым следует обучать ребенка.

Сенсорная интеграция и по сей день остается предметом постоянного исследования специалистов из различных областей и, конечно же, эрготерапевтов. Достаточное количество проведенных исследований свидетельствует об успешности применения метода ASI® (Линдерманн и Стюарт, 1999; Миллер, Колл и Шоен, 2007; Пархам, 1998; Шааф и Найтлингер, 2007).

Ассоциация Western Psychological Services постоянно обновляет список терапевтов, успешно прошедших сертификацию в сфере сенсорной интеграции. Этот список находится на сайте www.wpspublish.com на странице SI Certified

Therapists.

В дополнение к вышеуказанным веб-ресурсам информацию можно найти на сайте www.siglobalnetwork.org, а также на сайте Американской ассоциации эрготерапевтовAOTA http://www.aota.org/Consumers/Professionals/WhatIsOT.aspx

Данная информация была предоставлена сертифицированными эрготерапевтами Стефани Бодисон, Рене Уотлинг, Хизер Миллер Куханек и Дианой Хенри.

(Источник: http://sensint.ru/chasto-zadavaemye-voprosy-o-metode-asir-teoriya-sensornoy-integracii-dzhin-ayres)

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *